Кампен

Кампен
, Робер (Campin, Robert) Ок. 1378—1380, Валансьенн — 1444, Турне. Нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Имя художника встречалось во многих старинных документах, но без указания созданных им произведений. В начале XX в. была выдвинута гипотеза, затем подкрепленная достаточно вескими доказательствами, о его тождестве с анонимным Мастером из Флемаля, довольно обширный круг работ которого был уже известен. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. Кампен работал в Турне, гражданином которого стал в 1410, был городским живописцем, имел большую мастерскую и много учеников, в т. ч. Рогира ван дер Вейдена. В 1423 участвовал в восстании горожан против патрициата, став после этого членом нового городского управления. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось, и он подвергся преследованиям. В 1427 Турне посетил Я. ван Эйк и, по всей видимости, познакомился с искусством Кампена. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. Так, в картине Рождество (ок. 1420—1425, Дижон, Гор. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. В композиции Злой разбойник на кресте (ок. 1430, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне. Однако в том же Рождестве мастер обращается и к изображению натурного пространства — уходящего вдаль пейзажа. В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Сцены даны обычно в интерьерах, решенных как комнаты бюргерского дома (Алтарь Верля, 1438, Мадрид, Прадо; Мадонна с Младенцем у камина, нач. 1430-х, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Своеобразен тип Мадонны, обозначаемый исследователями как "бюргерская Мадонна" — с широкоскулым лицом, крепкой здоровой фигурой; ее устойчивая спокойная поза обычно подчеркивается широко раскинувшимися книзу складками одежды. С любовной тщательностью воспроизводит художник простые предметы бытовой обстановки — рукомойник, подсвечник, чашу; каждый из них имеет религиозно-символическое значение, зримо свидетельствующее о духовно-телесной чистоте Девы Марии как идеале, поставленном перед заказчиком образа. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Художник стремится передать пространственную глубину, но делает это чисто эмпирическим путем, не прибегая к рационалистическим перспективным построениям. Для колорита его характерно сочетание звучных глубоких тонов, в которых доминируют красный и синий. В портретах Кампен старается точно следовать натуре — таковы парные Мужской портрет и Женский портрет (Лондон, Нац. галерея). Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. 1420, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса; Берлин, Гос. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. Характерной их чертой является также погруженность модели в себя, отсутствие контакта со зрителем. Подчеркнутая пластичность портретного образа перекликается с трактовкой фигур Марии с Младенцем и Св. Вероники; объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике, имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля; ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Проникновенная любовь к реальности жизни, в которой кисть художника стремится открыть черты взаимопроникновения божественного и человеческого миров, мастерство "говорящей детали", поэтический натурализм фигур, обстановки, пейзажа — все это позволяет рассматривать Кампена как крупнейшего предшественника, возможно, и наставника Яна ван Эйка.
Лит.: Destree J. Le Maitre de Flemalle. Bruxelles; Paris, 1930; Tolnay Ch. de. Le Maitre de Flemalle et le freres van Eyck. Bruxelles, 1937; Frinta M. S. The genius of Robert Campin. The Hague; Paris, 1966.
Л. Алешина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Кампен" в других словарях:

  • Кампен — Кампен  многозначный термин: Географические объекты Кампен (Нидерланды) (нидерл. Kampen)  город в Нидерландах. Кампен (Зильт) (нем. Kampen)  посёлок в Германии. Фамилия Кампен (нидерл. Campin, Campen)  фами …   Википедия

  • Кампен — I Кампен (Campin)         Робер (около 1378 26.4.1444, Турне), нидерландский живописец. Работал в Турне. Отождествлен с так называемым Флемальским мастером (См. Флемальский мастер). Был связан с традицией нидерландской миниатюры и скульптуры 14 в …   Большая советская энциклопедия

  • Кампен Р. — Триптих «Благовещение Мероде», ок. 1427, Музей Метрополитен Робер Кампен, называемый Флемальский мастер (нидерл. Robert Campin; ок. 1378 26 апреля 1444, Турне) нидерландский живописец, стоящий у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так …   Википедия

  • Кампен — (campin) Робер (ок. 1378–1444, Турне), нидерландский живописец, один из основоположников искусства Северного Возрождения. Ранее был известен под именами «Мастер алтаря Мероде» и «Мастер из Флемаля», поскольку три из приписываемых его кисти… …   Художественная энциклопедия

  • КАМПЕН (Campin) Робер — (ок. 1378 1444) нидерландский живописец. Отождествлен с т. н. Флемальским мастером. Новаторское творчество Кампена, связанное с традицией нидерландской миниатюры и скульптуры 14 в., отличалось простотой образов, интересом к предметному миру (… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАМПЕН (Campen) Якоб — ван (1595 1657) нидерландский архитектор. Представитель классицизма. Выработал собственный лаконичный представительский стиль общественных зданий (ратуша, ныне королевский дворец в Амстердаме; 1648 55) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кампен (город в Нидерландах) — Кампен (Kampen), город в Нидерландах, в провинции Оверэйсел, на р. Эйсел. 29 тыс. жителей (1970). Судоходным каналом соединён с заливом Зёйдер Зе. Перевалка леса. Металлообработка, производство изделий из бетона; табачная и пищевая промышленность …   Большая советская энциклопедия

  • Кампен Робер — Кампен (Campin) Робер (около 1378 ‒ 26.4.1444, Турне), нидерландский живописец. Работал в Турне. Отождествлен с так называемым Флемальским мастером. Был связан с традицией нидерландской миниатюры и скульптуры 14 в., сделал первые в нидерландской… …   Большая советская энциклопедия

  • Кампен Якоб ван — Кампен (Campen, Kampen) Якоб ван (2.2.1595, Харлем, ‒ 13.9.1657, Ранденбрук, близ Амерсфорта), голландский архитектор. Сын помещика. Учился, по видимому, в Италии в 1615‒21, изучал творчество Палладио. В 1621‒30 работал в Харлеме. Крупнейший… …   Большая советская энциклопедия

  • Кампен Робер —         (Campin) (около 1380 1444), нидерландский живописец. Работал в Турне. Отождествлён с т. н. Флемальским мастером. Был связан с традицией нидерландской миниатюры и скульптуры XIV в. Сделал первые в нидерландской живописи шаги к… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»